Бизнес - леди / Работа / Организационная структура управления: типы и особенности

Организационная структура управления: типы и особенности

Управленческая структура организации, также известная как организационная структура управления, представляет собой упорядоченную совокупность звеньев управления, между которыми существуют соподчиненность и взаимодействие. Также данная структура являет собой распределение должностных обязанностей и решаемых задач по подразделениям, службам и руководящим органам, функции которых заключаются в реализации полномочий, исполнении указаний и обработке потоков информации.Организационная структура управления

Появление и функционирование разных типов управленческих структур организации обусловлено горизонтальным разделением труда, которое заключается в том, что имеющийся объем работы разбивают на составляющие. При этом значительно возрастает производительность.

Организационная структура системы управления: главные составляющие

Канадский ученый Г. Минцберг выделил 5 механизмов координации деятельности: взаимное согласование, стандартизация выпуска, стандартизация рабочих процессов, стандартизация квалификации и прямой контроль. Это так называемый второй уровень координационных технологий. К первому относятся структура, правила и власть. Совокупность всех координационных технологий является важнейшей частью организационной структуры управления предприятия.

Координации деятельности способствует взаимное согласование, при котором приобретает значимость неформальное общение: работники сами осуществляют контроль над своей деятельностью. Прямой контроль также помогает координации, потому что постановка задач работникам, надзор за их деятельностью и ответственность за результаты выполненной работы — прерогатива одного человека.

Координация процесса работы возможна без обоюдного согласования и без контроля напрямую. Можно заранее создать условия, организовать процесс труда и спланировать результаты, так, что они будут соответствовать определенным стандартам.

  1. Стандартизация рабочих процессов предполагает четкое определение содержания выполняемой работы.
  2. Стандартизация выпуска подразумевает определение результатов труда.
  3. Стандартизация квалификации подразумевает определение уровни подготовки, навыков и знаний, необходимых работникам для исполнения своих обязанностей.

Группирование на предприятии делает более эффективной работу всех подразделений, отделов и служб за счет объединения должностей и организационных единиц.

Среди принципов группирования выделяют функциональные (по знаниям и функциям) и рыночные (по клиентам, регионам, продукции).

Каких типов бывают организационные структуры управления предприятием

Управленческие структуры предприятия делятся на несколько типов:

  • комбинированные;
  • линейные;
  • матричные;
  • функциональные;
  • дивизиональные;
  • линейно функциональные.
  1. Комбинированная структура управления подразумевает группирование по разным критериям.
  2. Матричный тип управления подразумевает единовременное группирование по разным критериям на одном уровне.
  3. Особенность дивизиональной структуры управления заключается в том, что должности группируются в отделы по типам выпускаемой продукции по регионам и группам потребителей.
  4. Линейная организационная структура управления: её сущность состоит в том, что руководство каждым подразделением осуществляется одним управленцем, на которого возложены абсолютно все функции по управлению подчиненными сотрудниками. В свою очередь, этим управленцем руководит вышестоящий управленец.
  5. Функциональная организационная структура подразумевает группирование должностей с общими видами деятельности в отделы. Виды деятельности, по которым группируются должности, могут различаться, в зависимости от того, какие цели и задачи поставлены перед предприятием.
  6. Линейно функциональный тип управления имеет преимущество по сравнению с линейным и функциональным типами, так как позволяет устранить их недостатки. Сущность этой структуры в том, что функциональные службы готовят данные для линейных управленцев, а те принимают производственные или управленческие решения.

Каким требованиям должны соответствовать организационные структуры управления

В организационной структуре выражается одна из форм разделения труда в области управления. От этой структуры напрямую зависит эффективность работы организации. Чем совершеннее тип управления, тем эффективнее будет воздействие на управляемые объекты, следовательно, тем лучше будут результаты труда. В связи с этим к организационным структурам предъявляется ряд требований.

Оргструктура малых, сверхмалых и средних предприятий

Организационная структура управления на малых, сверхмалых и средних предприятиях характеризуется следующими особенностями:

  • очень низкая степень разделения труда, которая часто приводит к сильной загруженности персонала, потому что каждому сотруднику приходится выполнять множество служебных обязанностей;
  • прямое участие руководителя в производственном процессе;
  • отсутствие разделения на отделы;
  • наличие коротких информационных каналов между сотрудниками;
  • преобладание неформальных отношений в коллективе;
  • координация действий самими работниками посредством согласований.

Организационная структура управленияЭти характеристики могут иметь место при условии, что предприятие способно гибко реагировать на различные изменения, в том числе на колебания спроса. При разработке и создании организационной структуры управления главное — добиться, чтобы при минимальном количестве уровней управления цепь команд была как можно более короткой.

О Inna28
Inna28
Время плохое? На то и люди, чтобы сделать его лучше

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

Вернуться в начало страницы